Картина мира – это структура, сложившаяся на определенном этапе развития человечества в совокупности с представлениями об окружающей человека действительности, а также о способах ее существования и развития. Формирование картины мира создавалась как часть мировоззрения, а с другой стороны, как исходные мировоззренческие принципы и интегрирующий опыт, накопленный человечеством:
Формирование картины мира
Современному человеку кажется естественным, что все знания об окружающем мире предоставляются наукой. Мы привыкли считать научные знания более достоверными и стараемся найти научные объяснения для всех непонятных или интересующих нас явлений. Вот почему современная культурная картина мира в основном является научной.
Человек представляет картину мира прежде всего объективной, не зависящей от чьих-либо личных убеждений и пристрастий, ведь научное знание аргументировано и доказано. Хотя мы порой даже не знаем, кем именно доказаны и аргументированы факты, которые мы признаем – просто всецело доверяем научным сведениям во всем, касающегося окружающего мира и самого человека.
Научная картина мира начинала формироваться в Европе в Новое время. Особенностью этого периода считается постепенное падение авторитета церкви и возрастание авторитета науки: учёные люди теперь начинают пользоваться большим авторитетом, чем церковники, а государственный строй теперь все больше заменяет церковь в соц. культуре.
Но авторитет религии не пошатнулся из-за падения популярности церкви как таковой, а научное мировоззрение не является отказом от авторитета религии. Главное, познание мира начало происходить по иным принципам: оно приходит к человеку через его органы чувств, разум, а не через Священное Писание или откровения. Изменилась роль человека – от пассивного принятия канонических религиозных истин до активной познавательной деятельности, предоставляющей человеку возможность самому познавать тайны мироздания, воздействуя на природу и общество.
Теперь наука развивается и в теоретическом, и в практическом планах. Практическая наука стремится к изменению мира и власти человека над природой. За счет своего практического значения, военного и производственного, наука теперь приобретает все большее значение, изменяя суждения людей.
Сегодня наука не составляет оппозиции к религиозным учениям. Хотя пространство, окружающее сознание человека, весьма насыщено научными достижениями, теоретические достижения официальной науки недоступны многим людям. Это противоречие в значительной мере мифологизирует науку в человеческих умах, делая авторитет науки практически догматическим.
Тем не менее, роль религии сохраняется в самосознании человека, определяя его место в мире, смысл жизни. И хотя мифология, религия и наука когда-то возникли как различные формы культуры, сегодня они участвуют в создании картины мира как целостное представление о том, что окружает человека:
Религиозная картина мира в философии
Существует религиозная, научная и философская картины мира. Они различаются между собой:
- Основной проблемой, которая решается каждой из описанных картин мира;
- Основные идеи, предлагаемые для решения своей проблемы.
Известно, что Богом мир создан «из ничего», и до этого момента, кроме самого Творца, ничего не было. Человек не может познать абсолютное бытие рациональным способом, так как творение не может познать Божий замысел. В религиозной картине мира человеку отводится роль ребёнка, которого холят и возвышают в зависимости от степени его стремлений приблизиться к Богу и жить в соответствии с его наставлениями:
Следует осознавать, что каждая религиозная конфессия отличается от другой в деталях, но принцип провиденциализма, предопределенности бытия и его несовершенства является общим для всех религиозных учений. Ответ на вопрос «Зачем я живу?» в религиозном смысле, содержится в спасении души. Компоненты картины мира для определенной эпохи, этноса или субкультуры тесно объединены.
Картина мира имеет свойство формироваться как в сознании конкретного человека, так и в сознании общества, что объясняет различные проекции мира.
Поставьте вашу оценку этой статье: