Содержание
Что такое осознанность и как ее развивать
Осознанностью психологи называют постоянное отслеживание переживаний текущей ситуации, момента, в котором пребывает человек. В этом состоянии человек сосредотачивает свои мысли на том, что видит, слышит и чувствует в данный момент. Это способность, благодаря которой человек углубленно исследует свои отдельные мысли, образы, структуры работы сознания. Кроме того, в осознанность включаются понятия внимательности:
Для чего надо развивать свою осознанность
Эволюционирование человека, в том числе его развитие в рамках конкретной жизни от рождения до смерти, основано на работе осознанности. Чтобы перейти на следующий этап развития, необходимо осознать ранее сделанные ошибки. Понимая какой-то аспект своей жизни, появляется возможность делать выводы, извлекать уроки. Если осознанности нет – можно один и тот же урок проходить много раз, наступая на те самые грабли. Животным присуще лишь частичное осознание. Но они могут существовать и без осознанности.
Часто уклад современной жизни лишает человека возможности развития. Многие ее аспекты блокируют природную потребность думать. Следовательно, система не позволяет эволюционировать далее. Нет таблеток и различных практик, что помогут улучшить жизнь человека. Устранить свои ошибки, либо несовершенства можно только с помощью сознания.
Нервная структура — центральная и периферическая нервная система у человека отвечает за внимание. Учеными найдена система, которая подавляет осознанность. При ее отключении, человек будет способен осознавать гораздо больше, это называется – расширенное сознание.
Где конкретно применяется осознанность
Когда речь идет о развитии ребенка, хочется понимать, в какой конкретно сфере важно развивать осознанность. Первостепенная задача образования дошкольника состоит в развитии осознанного отношения к своему здоровью. Для этого предпринимаются меры в детских садах:
- Практикуется работа с малышами по сохраняющим здоровье технологиям;
- Создаётся благоприятная атмосфера внутри групп, способствующая сбережению здоровья;
- Воспитывается потребность в ведении здорового образа жизни у ребенка, а также его семьи;
- Формируется культура здорового поведения;
- Внедряется осознанное отношение к здоровью малыша у него самого и его членов семьи.
Достаточно сформировать у крохи навыки объективной оценки собственных действий, научить быть внимательным к тому, как следует сохранять здоровье, чтобы обеспечить высокий уровень развития маленького человека:
Осознанность у ребенка-школьника повышает успеваемость. Когда во время выполнения заданий, ребенок не блуждает в своих мыслях, а его действия направленны на совершение конкретного действия – это в разы повышает способность включаться в рабочий процесс.
Приёмы, регулирующее осознанность у детей для педагогов и родителей
Наиболее приемлемым и эффективным приемом, которые могут практиковать родители и педагоги – есть прием контроля «словесной агрессии». Это множество способов, как с помощью речи воздействовать на ребенка, цель которых отвлечь внимание ребенка от своих мыслей или неосознаваемых действий, переключить в «здесь и сейчас».
- Игнорирование – если действия ребенка не угрожают окружающим, либо самому ему, можно продемонстрировать незаинтересованность.
- Порицание – самый знаменитый прием педагогики в ситуации, где ребенок не осознаёт своих действий. Порицание необходимо тщательно продумать и выстроить, непременно используя вежливые формы.
- Переключить внимание – ребенка, проявляющего неосознанность, можно просто переключить на другой объект внимания. Это могут быть игрушки, внезапный вопрос, интересное задание.
- Положительные высказывания – искреннее одобрение того, что делает ребенок, выраженное в словесную форму с целью обратить его внимание на свои действия и зафиксировать их.
- Юмор – юмор известен способностью объединять участников события, кроме того, он не совместим с агрессией. Но шутка – это искусство. Здесь нужно умение реагировать на действия ребенка с юмором.
- Невозмутимость – красноречивое выслушивание, подкреплённое молчанием с подчёркнутой непоколебимостью – ответ на негативное действие.
Частичное согласие, убеждение, самонаказание и так далее — существует еще множество педагогических «уловок», как наставить ребенка на путь осмысления, начиная от таких простых приёмов, доходя до комплексных техник.
Самой знаменитой техникой является гельштат-терапия. Три кита гельштат: актуальность, осознанность, ответственность. Считается, что осознание настоящего момента есть условие пребывания в настоящей осознанности.
Упражнение для развития осознанности
«Когда я ем – я ем. Когда я несу воду – я несу воду», — принцип мастеров дзен, полностью раскрывающий смысл осознанности.
- Лови запах! Собрав коллекцию из разных предметов, имеющих аромат, подойдут апельсин, мёд, петрушка, лавровый лист, духи, другое, предложите ребенку описать, что он ощущает, вдыхая разные ароматы.
- Слушай музыку. Давайте ребенку послушать вперемешку песни с грустным эмоциональным окрасом и с веселым окрасом. Из-за чего песня делается грустной? Понравилась ли песня? Упражнение хорошо для домашнего выполнения.
- Доска счастливых минут. Вместе с ребенком сделайте плакат, на котором будут приклеены фотографии самых счастливых событий. Предложите продолжить создавать коллаж, добавляя в него каждый день картинки, где изображено счастье.
- Слушай тишину. Когда вы на прогулке, попросите малыша закрыть глаза и послушать, что он слышит вокруг. Пусть он опишет это.
- Принимает положения тела. Придумываем позу, пробуем с ребенком ее принять и сохранить. При этом малыш ощущает своё тело, свою силу. По возможности стараемся задействовать все части тела.
- Благодарность. Старайтесь напоминать крохе, чтобы он вспоминал, кому он за этот день благодарен, озвучивал это.
- Колокольчик. Позвоните в колокольчик, а дети должны слушать звон. Когда закончится звучание, нужно поднять руки вверх. Веселое занятие, помогающее ощутить настоящий момент.
Выполнять задания можно в группе детей, либо индивидуально с каждым.
Поставьте вашу оценку этой статье: